БЛОГ

E-learning во время пандемии: точки роста

Тренды корпоративного обучения
Время на чтение: 5 минут

Изоляция помогла обнаружить как сильные, так и слабые стороны онлайн-образования, став для рынка E-Learning незапланированным стресс-тестом. Сейчас мы уже можем подвести некоторые итоги и сделать выводы о перспективах дистанционного образования после пандемии.

В статье:
E-learning во время пандемии: точки роста | Как работать вместе: все о командах и навыках руководителей
E-learning во время пандемии: точки роста | Как работать вместе: все о командах и навыках руководителей
Вероятно, компании в связи с кризисом сократят расходы на обучение, но за счет чего? В кризисные времена компаниям как никогда важно инвестировать в корпоративное обучение и новые образовательные технологии. Исходя из полученного во время карантина опыта, внимание будет уделяться именно онлайн-формату, вероятно, в ущерб очному обучению. Все идет к тому, что онлайн-образование будет стремительно улучшаться и использоваться более активно, чем до пандемии.
ТРЕНИНГ "доверие в команде"

Что следует улучшать

Имея много предложений от организаторов онлайн-образования, у которых, казалось бы, в период карантина настал «звездный час», компании столкнулись с проблемой качества и актуальности предлагаемых программ. Для провайдеров онлайн-программ этот период оказался моментом истины и, как выяснилось, в этом направлении нужно еще много работать.

Основные недостатки большинства онлайн-платформ и программ:

  • Ненадежная инфраструктура.
  • Некачественный или устаревший контент.
  • Слабая методическая поддержка.
  • Архаичные взгляды создателей онлайн-программ.
  • Отсутствие современного опыта создания онлайн-курсов.
  • Игнорирование трендов – видеоформат, микрообучение, вариативность, интерактив и практическая направленность.
Эти недостатки не позволяют в полной мере помочь пользователям вовлечься в процесс обучения, получить качественный актуальный контент и сократить время на осваивание новых знаний и навыков. Поэтому далеко не все платформы дистанционного обучения «взлетели» даже в период пандемии и даже предлагая бесплатное использование.

И наоборот, платформы, которые идут в ногу со временем, начали более активно использоваться компаниями, сообществами, отдельными пользователями интернета. Такие компании как Coursera, Skillbox, Skillfactory за время пандемии выросли на 40-60%.

Тенденции развития онлайн-образования

Онлайн-образование имеет перспективы развития как минимум в таких направлениях:

  • Смешанное обучение для школьников и студентов.
  • Онлайн-курсы в корпоративном обучении, которые частично вытеснят очные обучающие мероприятия.
  • Индивидуальное обучение в связи с изменениями в экономике и необходимостью приобретать новые навыки и осваивать новые профессии.
  • Коллаборация разработчиков онлайн-программ с вузами.
В нашей стране онлайн-образование для многих компаний стало вынужденным в связи со сложившимися обстоятельствами, однако вряд ли это значит, что с окончанием пандемии оно вернется к докарантинному состоянию. Во-первых, пандемия не завершится в один миг, еще могут возникать вспышки заболеваемости, сопровождаемые карантинными мерами, во-вторых, компании, скорей всего, захотят оставаться более подготовленными к подобным потрясениям, и, в-третьих, многие увидели преимущества онлайн-образования, создали свои курсы или привели существующие в актуальный вид. Всем, что было создано и актуализировано за время пандемии, теперь можно будет пользоваться.

Кстати, в США в школах давно используется онлайн-обучение – его применяют при плохой погоде или в периоды пика простудных заболеваний. В 12-ти штатах внедрена политика «дней электронного обучения» – это дни, когда уроки проводятся только в онлайн-режиме. Если привыкнуть заниматься в онлайн-режиме в определенные периоды, это не будет воспринимается как стресс в случае необходимости. К тому же если механизм уже налажен, нет риска временных и материальных потерь при авральном поиске решения.
Тест Белбина бесплатно

Как создать синергию в команде?

Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!

Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды

Немного истории

Английский писатель Эдвард Морган Форстер в 1909 году написал антиутопию «Машина останавливается», в которой предсказал интернет и его использование для обучения на расстоянии. А в 1971 году австрийский философ Иван Иллич опубликовал книгу «Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир», в которой описал модель «обучающего интернета», где студент сам выстраивает персональный учебный процесс. Даже когда интернета еще не было, его видели как возможность учиться на расстоянии. Это стало реальностью в 1994 году, когда образовательной организацией CompuHigh была создана первая школа онлайн-обучения Whitemore School. Термин e-learning впервые прозвучал на семинаре CBT Systems в Лос-Анджелесе.

Сегодня термин e-learning знаком каждому, кто связан с обучением, правда, существует некоторая путаница с определением понятия е-learning. Используются разные названия: электронное обучение, цифровое обучение, онлайн-обучение, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии.

Чтобы обсуждать, лучше сначала разобраться с терминами. Многие думают, что электронное (цифровое) обучение и дистанционное обучение – это одно и то же. Однако есть различия. Единого термина, который бы раскрыл понятие e-learning полностью, наверное, нет. Поэтому даю несколько.

По определению специалистов ЮНЕСКО, е-learning – это обучение с помощью интернета и мультимедиа. Доктор философии Марк Дж. Розенберг дал такое определение: е-learning – это использование интернет-технологий для предоставления широкого спектра решений с целью повышения знаний и производительности труда. Михаэль Керрес, профессор немецкого университета Дуйсбург-Эссен, дополнил определение: e-learning – это все виды обучения с участием электронных или цифровых устройств, представляющих и распределяющих образовательные материалы и коммуникации между людьми.

Дистанционное обучение может включать все выше перечисленное, но прежде всего предполагает процесс, при котором учитель и ученик находятся на расстоянии. При этом обучение может происходить и без использования цифровых технологий.

В период пандемии произошло пересечение двух возможностей – возможность учить на расстоянии и возможность использовать для этого интернет. Пандемия наложила на процесс обучения свои ограничения: на расстоянии должен находиться не только учитель и ученик, но по возможности и любой человек друг от друга. Это возможно только с использованием онлайн-формата. Таким образом, «учиться на расстоянии» в период пандемии стало означать «учиться в онлайн-режиме».

Преимущества онлайн-обучения

Пусть пандемия и принудительно познакомила многих с онлайн-образованием, зато многие получили возможность узнать о преимуществах электронного обучения.

Прежде всего, это удобно. Качественные системы LMS успешно справляются с мотивацией и вовлечением, а обратная связь в онлайн-обучении даже более быстрая и эффективная, чем при «живом». При этом онлайн-обучение экономят время.

Больше возможностей. Есть определенные ограничения при очном формате, которые отсутствуют в онлайне. Онлайн-обучение позволяет использовать разнообразные эффекты, например, интерактивные опросы и упражнения прямо в ходе обучения, мгновенную статистику которых можно использовать для повышения эффективности онлайн-урока. Виртуальная и дополненная реальность, прямые трансляции, возможность пообщаться напрямую с лидерами мнений и многое другое доступно только в цифровом формате.

Онлайн-обучение объединяет. Не всегда есть возможность собраться вместе людям, проживающим далеко друг от друга. Некоторые вместе работающие сотрудники никогда не увидятся. Вместе с тем, текущие тенденции онлайн-обучения – это коллективное мышление, совместное принятие решений. Поработать вместе будучи в разных точках планеты позволяет только онлайн-формат.

Онлайн-образование позволяет экономить. В то время как инвесторы вкладывают в онлайн-образование в связи с ростом спроса на него, потребители имеют более доступное по стоимости образование.

Онлайн-образование совмещается с трендом на социальное обучение. Согласно одному недавнему исследованию, 73% организаций планируют увеличить инвестиции в социальное обучение.

Электронное обучение помогает справляться с изменениями. Образование необходимо, но такие вызовы, как пандемия, без онлайн-формата перекрыли бы возможность учиться. Тем, у кого онлайн-образование уже было внедрено, в начале этого года было намного легче.

Виртуальные школы начали создаваться в разных странах несколько десятилетий назад. Лидером сейчас является США (93,2% общего числа виртуальных школ по данным 2017 года), далее Канада, европейские страны и остальной мир.

Среди европейских стран самая диджитализированная Эстония, там много лет назад начали внедрять цифровое обучение. Сейчас Эстония – лидер в этой области, более 99% эстонских семей имеют дома интернет, поэтому переход на дистанционное обучение не принес эстонцам никаких неудобств.

Современные тенденции е-learning

Многое во время пандемии удалось благодаря последним тенденциям е-learning:

  • Адаптация и персонализация. Подстройка под способности, знания и даже настроение конкретной группы обучающих или каждого обучающегося.
  • Микрообучение. Длительность каждой порции обучающего контента от 1 до 15 минут, фокус на результат.
  • Развитие гибких навыков. В ходе обучения упор на развитие лидерства, ответственности, креативности, критического мышления, умения работать в команде и др. По прогнозам, в ближайшем будущем именно гибкие навыки будут играть ключевую роль.
  • Геймификация. Согласно опросу 2019 года среди 900 российских компаний, 89% сотрудников более продуктивны при обучении с элементами геймификации, 33% хотят больше игровых элементов, 61% считают, что традиционная схема обучения скучна.
  • Виртуальная реальность. Основная задача VR – создание с помощью технических средств эффекта максимально возможного погружения в созданную реальность.
  • Дополненная реальность. AR – улучшение восприятия информации путем накладывания на реальный мир дополнительной информации, что невозможно физически реализовать в реальной жизни.
  • Искусственный интеллект. Самым распространенным вариантом использования ИИ являются чат-боты. Задача искусственного интеллекта – автоматизировать трудоемкие процессы.
Основные форматы е-learning на сегодняшний день – электронные курсы, видеоконференции и видеоуроки, симуляторы. Будем ждать их развития и появления новых.


Контакты
Телефон
Email
+7 915 388 33 96
vitaly@gershanovich.ru
Оставить мне сообщение