БЛОГ

Что мы знаем о лидерстве. Теории и стили

Лидерство
Время на чтение: 12 минут

Поскольку лидерство – это прежде всего обладание властью, многие исследователи рассматривали его как социально-психологический феномен, изучая в разных аспектах. Так появилось множество теорий, подходов, концепций, классификаций. Разберемся в основных.
Рекомендуем
Как понять, что электронные курсы будут полезны вашей компании? Заполните чек-лист и проанализируйте количество ответов. Возможно, вы увидите новые возможности для своего роста.
Скачать чек-лист!
Впервые понятие лидерство возникло в западной социальной психологии, когда проводились эмпирические исследования небольших групп. Изучалось влияние личного авторитета человека на поведение всей группы.

Лидер – это часть системы, личность, обладающая способностью объединить людей для достижения определенной цели. Люди признают влияние лидера на них, считая, что лидер обладает некими особыми качествами.

Рассмотрев существующие подходы к исследованию лидерства, американский психолог Р. Стогдилл определил, что лидерство чаще всего рассматривается с точки зрения:

  • Фокусирования группового интереса.
  • Искусства договариваться.
  • Роли в позициях власти.

Самые распространенные теории лидерства

Существуют целые направления в изучении лидерства.

Теории личностных черт

Теория личностных черт – одно из направлений в изучении лидерства, начало которому положил английский психолог Ф. Гальтон. Он изучал лидерство с точки зрения наследственности. В основе подхода было предположение, что лидерство передается по наследству, а значит можно выделить черты характера лидера. В связи с этим было много попыток составить перечень таких черт, которые были бы присущи всем лидерам, однако найти универсальный список все не удавалось. Разные исследователи составляли списки с чертами, которые между собой мало пересекались – у каждого получился свой список. До сих пор единого и универсального списка черт лидера так и не удалось составить.

Ситуативные теории лидерства

Эти теории изучали лидера как ситуативное явление, которое можно наблюдать только в разрезе конкретной ситуации – места, времени и обстоятельств. К примеру, личность могла не проявлять себя как лидер, пока не попала в определенную ситуацию, в которой cмогла превзойти других людей, оказавшихся рядом.

Исходя из этой теории, черты – относительны. Качественно разные ситуации требуют качественно разных черт личности. Однако эта концепция большинству исследователей не показалась убедительной. И все же некоторые предположения этой теории, которые собрал исследователь Хартли, заслуживают внимания:

  • Если какой-то человек в одной конкретной ситуацией стал лидером, то он сможет стать лидером и при других обстоятельствах.
  • Общество склонно считать людей, проявивших лидерские качества в отдельной ситуации, лидерами «по жизни».
  • Оказавшись в определенной ситуации лидером, человек может быть избран лидером еще, поскольку уже приобрел авторитет.
  • Лидером чаще всего становится человек, стремящийся к лидерству.

Ситуативно-личностные теории

Г. Герт и С. Милз предложили компромиссный вариант – выделили 5 факторов феномена лидерства:

  • Личностные черты лидера.
  • Мотивы лидера.
  • Образ и мотивы лидера, сформированные в сознании последователей.
  • Характеристики лидера в контексте социальной роли.
  • Институциональный контекст, в котором действует лидер и его сторонники.

Лидерство в разрезе межличностных отношений

Были предложены также теории, изучающие лидера с точки зрения статуса, поведения лидера по отношению к окружению. Лидерство рассматривалось не как характеристики личности, а как особенности отношений. Психолог и диагност Р. Кеттел начал рассматривать лидерство как взаимодействие ценностей лидера с ценностями сторонников, задача которого – достигать групповой цели. Его поддержали Э. Холландер, Дж.Джулиан.

Теория ожидания-взаимодействия

В рамках этой теории разрабатывались модели эффективности лидера, в которых выделялись влияние лидера, ситуации и отношения лидера со своим окружением. В разработке теории участвовали американские исследователи Дж. Хоманс, Дж. Хемфилл, Р. Стогдилл, С. Эванс, Ф. Фидлер. Фидлер, в частности, выделил два стиля лидерства:

  • Инструментальный – с ориентацией на задачу.
  • Эмоциональный – с ориентацией на межличностные отношения.
Этот исследователь считает, что лидера определяют три составляющие – умение взаимодействовать с людьми, тщательная разработка задачи и сильная позиция. Ориентация на задачу, по мнению Фидлера, приводит к более высокой эффективности в случаях, когда ситуация крайне благоприятна, а при эмоциональном стиле лидерства лидер более эффективен в умеренно благоприятных ситуациях.

Гуманистические теории

Концепция выдвигает определенные требования к лидеру, цель которого – изменить организацию таким образом, чтобы каждый человек был обеспечен свободой для удовлетворения важных для себя потребностей и реализации своих целей так, чтобы при этом внести свой вклад и в достижение целей всей компании. Авторы идеи – американские психологи Р. Блейк, Дж. Макгрегор и др.

Теории мотивации

Эти теории исследуют лидера под углом силы его воздействия на мотивацию своих сторонников.

Представители теории С. Митчел и С. Эванс уверены, что от мотивации зависят способность эффективно выполнять задачи и удовлетворенность от работы.

Исследователи определили структуру лидерского процесса и предложили различные типы лидерства:

  • Поддерживающее.
  • Директивное.
  • Ориентированное на успех и другие.

Атрибутивные теории

Эти теории рассматривают лидера как управляемого. По теории, именно сторонники «приводят лидера в движение» и наделяют его властью. Сторонники дают лидеру указания и ждут от него исполнения.

Есть немало других подходов более или менее тщательно проработанных, к тому же исследования продолжаются. Я в своем блоге остановлюсь подробнее на тех, которые используются активнее всего и которые, на мой взгляд, стоят более детального рассмотрения.

Стили лидерства

Поскольку разные теории классифицировали лидерство по тем или иным параметрам, появилось также множество различных стилей лидерства. Самая распространенная классификация предложена Дж. Гарднером, который уверен, что лидерство является процессом убеждения сторонников, которые для лидера являются силой, позволяющей внедрять свои идеи. В таком контексте стиль лидерства рассматривается с точки зрения методов и средств мотивации людей для достижения цели.

Демократический стиль лидерства

Признаки этого стиля – совместное принятие решений, учет интересов всех членов команды или группы. Предполагается свобода каждого в выполнении своих заданий, а также доверие внутри группы.

При демократическом стиле управления в компании подчиненные самостоятельны в пределах предусмотренных функций. Этот стиль еще называют коллегиальным. Основное его преимущество – свобода деятельности под контролем руководителя.

Механизмы влияния руководителя-демократа – участие, принадлежность, самовыражение.

Принципы, которыми руководствуется лидер-демократ:

  • Труд не должен быть принуждением, это естественный процесс. Достаточно обеспечить людям благоприятные условия, и люди будут принимать на себя ответственность и стремиться к ней.
  • Если люди участвуют в принятии организационных решений, они будут сами контролировать себя и группа станет самоуправляемой.
  • Приобщение – это вознаграждение, связанное с достижением цели.
  • Человек способен творчески решать проблемы, нужно только раскрыть в нем этот потенциал.
Лидер-демократ не навязывает свою волю, разделяет с подчиненными власть и контролирует результаты.

На предприятиях с демократическим стилем управления практикуется децентрализация полномочий. Сотрудники активно участвуют в принятии решений, пользуются свободой в выполнении своих задач, а в компании созданы все условия для успешного выполнения рабочих задач.

Задачи ставятся не в формате предписаний и распоряжений, а в виде предложений, открытых для обсуждения. Сотрудники информированы о состоянии дел в компании, руководитель берет на себя воспитательную функцию и развивает творчество подчиненных.

Авторитарный стиль

Лидер-автократ использует власть для влияния на подчиненных, пользуясь большой свободой выбора средств воздействия на них.

Автократ самовластно принимает решения и навязывает свою волю подчиненным, не делегируя им полномочий.

Какими соображениями руководствуется автократ? Он считает, что:

  • Люди не любят работать и ищут возможности уйти от обязанностей.
  • Люди не хотят брать на себя ответственность, им нравится, когда ими руководят.
  • Больше всего люди нуждаются в защите.
  • Люди способны работать только под принуждением, контролем и страхом наказания.
Сотрудники при таком стиле руководства не получают никакой свободы в выполнении своих задач. Поведение каждого сотрудника строго регламентируется. Руководитель-автократ требует подчинения, не терпит возражений и не прислушивается к мнению сотрудников. Он запросто может вмешиваться в работу подчиненных, контролировать каждое их действие, требовать пунктуального соблюдения инструкций.

Совещания в таких компаниях – обычная формальность, ведь решения принимаются еще до их обсуждения.

Автократ контролирует ситуацию, много работает и требует такого же отношения к работе от подчиненных, часто склоняя их к переработкам. Не выносит критики и не признает своих ошибок, хотя сам любит критиковать. В отношениях с людьми бывает груб, но далеко не всегда: может быть корректным и доброжелательным. В целом можно отметить у него недостаток уважения к окружающим.

Такой стиль лидерства уместен на предприятиях, где требуется «план любой ценой» и где не уместно творчество.

Либеральный стиль лидерства

Этот стиль еще называют стилем невмешательства. Роль лидера – задать направление. Он не участвует в принятии решений, подчиненные получают полную автономию в действиях, налаживают процесс самостоятельно и сами контролируют свою работу.

Лидер-либерал не вмешивается в дела подчиненных и выступает всего лишь посредником. Он поддается влиянию окружающих, запросто может отменять собственные решения, не уверен в своей компетенции и даже в занимаемом положении.

Его можно определить по вежливости в отношениях с подчиненными, доброжелательности и стремлении помочь в решении их проблем. Он открыт к критике, однако часто оказывается неспособным учесть подсказки и удовлетворить пожелания.

Если подчиненный не выполняет свою работу, он скорее всего выполнит ее за него. Он практически не отказывает и запросто меняет принципы. Для него главное не огорчить вышестоящих.

Для повышения своего авторитета такой руководитель способен предоставить подчиненным льготы, премии и прочие поощрения. Если руководство просит о чем бы то ни было, даже если суть просьбы не согласуется с правилами или действующими нормами, он даже не подумает, что можно отказаться, и исполнит любую просьбу неукоснительно.

Руководители-либералы не проявляют явных организаторских способностей, контролируют результаты работы подчиненных и рабочий процесс слабо, непоследовательно и нерегулярно, что является причиной низких результатов. Подчиненные, получая бесконечную свободу действий, пользуются ею как им удобно, вследствии чего результаты зависят от настроения и интересов самих сотрудников.

Руководители-либералы – это нерешительные и добродушные по своей природе люди, которые больше всего боятся ссор и конфликтов. Возможно, стиль их управления связан с недооценкой возможностей коллектива и непониманием своего долга перед ним. Встречаются также варианты, когда такой руководитель является творческой личностью, полностью увлеченной своими идеями, но с напрочь отсутствующими организаторскими навыками.

За свою власть руководители-либералы обычно не держатся и готовы уступить свое место.

Патерналистский стиль

Такой лидер действует как родитель по отношению к подчиненным. Подчиненные полностью доверяют лидеру и готовы работать под его руководством, а он проявляет к ним заботу.

Транзакционный стиль лидерства

Самый распространенный в менеджменте. Лидер мотивирует сотрудников, разрабатывая системы мотивации, поощряя за достижение установленных показателей производства.

Несмотря на разнообразие течений и теорий, лидерство продолжает оставаться, хоть и наиболее изученным, но все так же наименее понятным явлением в психологии, социологии и теории управления.



Контакты
Телефон
Email
+7 915 388 33 96
vitaly@gershanovich.ru
Оставить мне сообщение