Быть наставником, а не надзирателем. О развитии эмоционального лидерства | Как работать вместе: все о командах и навыках руководителей
Американский психолог Дэниел Гоулман изучает эмоциональный интеллект уже более 25 лет. В ходе своих исследований он изучил стили руководства и взаимоотношения внутри таких крупных компаний как IBM, PepsiCo, UNICEF, и убедился, что профессиональное управление командой без эмоционального лидерства недостаточно для высоких результатов.
Вместе с коллегами Гоулман изучил более пятисот моделей навыков лидеров и сформировал принципы эмоционального лидерства. Вспомним и не будем забывать применять самые важные навыки лидера.
Не зацикливайтесь на контроле выполнения рабочего плана. Интересуйтесь целями сотрудников, их стремлениями и желаемыми успехами. Тогда между вами будет развиваться взаимопонимание.
Как достичь выполнения этого пункта:
Стройте вместе с сотрудником его карьерный план. Таким образом вы узнаете о его целях и мечтах.
Делегируйте сотруднику важные задачи, не только рутину, – демонстрируйте доверие.
С пониманием и терпением относитесь к промахам. Это поможет коллегам не бояться ошибок.
Если сотрудники видят, что лидер интересуется ими и сопереживает им, они мотивированы придерживаться высоких стандартов. Они стремятся к лучшим результатам из чувства преданности и благодарности, а не из-за страха. Лидер может не только проверять и контролировать – он может узнавать о планах и ценностях, помогать как ментор. Когда в компанию приходит такой лидер, сначала наступает удивление, а потом атмосфера меняется и те же люди начинают работать в разы эффективнее, чем при прежнем лидере.
Культивируйте демократию
Можно отгородиться от сотрудников и стать начальником, который всегда «знает, как лучше», а можно открыться взаимодействию с подчиненными и прислушаться к ним. Демократичный стиль управления позволяет получить больше полезных идей и внедрить их. В ряде случаев такой подход позволяет спасти компанию от краха в кризис. Если руководитель понимает, что в компании есть специалисты, разбирающиеся в определенной теме лучше его, просто преступление не услышать их мнения. Кстати, таким же преступлением по отношению к компании будет набирать только тех сотрудников, которые знают меньше, чем руководитель. Такой компании будет трудно развиваться и совершенствоваться.
Тест Белбина бесплатно
Как создать синергию в команде?
Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!
Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды
Пройти онлайн
Создавайте комфортную атмосферу
Дружественная среда и ощущение защищенности позволяет лучше раскрыться каждому сотруднику, а это развитие доверия, лидерских качеств, и, в результате, повышение эффективности отдела и компании.
Почему работать в комфортной среде – это эффективность:
Потому что некомфортная среда – это стресс, а в стрессе срабатывает защитная реакция, при которой человек не практикует новые подходы для решений тех или иных задач и проблем, а отдает предпочтение только проверенным методам, которые могут быть не самыми эффективными.
Стресс вырабатывает кортизол, разрушающий клетки гиппокама, важные для обучения новому.
Эффективности компании может способствовать создание пространства для творчества и экспериментов, где можно обсуждать проблемы и идеи, развиваться и расти. Таким пространством может стать внутреннее сообщество сотрудников одного уровня или направления деятельности.
Развивайте навыки эффективного общения
Эмоциональное лидерство проявляется в навыках эффективного общения, именно общение позволяет создавать между людьми крепкие личные и эмоциональные связи.
Несколько советов:
Разговаривая с группой, говорите так, будто вы говорите с каждым по отдельности. Создавайте комфортный уровень близости между собой и слушателями. Нужно научиться вести разговор так, чтобы каждый присутствующий чувствовал, что обращаются именно к нему, и уж тем более не стоит волноваться перед лицом толпы. Только так можно донести свою мысль до каждого.
Следите, чтобы вас слушали. Нужно говорить так, чтобы присутствующие слушали, иначе вы будете тратить время на никому не нужную информацию. Чтобы слушали, нужно следить за аудиторией и менять речь при необходимости, вовлекать собеседников в диалог, не навязывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.
Слушать нужно так, чтобы люди говорили. Ораторы часто хотят одностороннего общения, однако надо давать публике высказываться. Если вы начали замечать, что последнее слово всегда за вами, пора задуматься над тем, даете ли вы собеседникам выговариваться. Когда люди начнут выговариваться, следите не только за их словами, учитывайте также тон, громкость голоса, скорость разговора. Возможно, собеседник о чем-то умалчивает, возможно, в его словах есть скрытый подтекст. Если это происходит в офисе при личной беседе, останьтесь с собеседником наедине, дайте человеку выговориться и хорошо выслушайте его.
Создавайте с собеседником эмоциональную связь. Слова бессильны, если не задействованы эмоции. Легче всего вызвать эмоции открытостью. Начните с себя. Поделитесь тем, что вас вдохновляет, ради чего каждое утро встаете и идете на работу. Это поможет раскрыть собеседника и укрепить с ним эмоциональную связь.
Следите за языком тела собеседников. Тело постоянно посылает сигналы. Изучите их, и вы будете понимать, скучно собеседнику или интересно, насколько увлечен он озвученной идеей, и многое другое.
Сообщите о цели разговора. Приглашая сотрудника на разговор, сообщите, о теме. Так сотрудник сможет подготовиться и разговор получится более содержательным. К тому же вы будете на равных, а не в ситуации, когда один знает, что происходит, а второй приходит на разговор, теряясь в догадках.
Умейте слушать активно – демонстрируйте собеседнику, что вы его слушаете: больше слушайте, чем говорите, не завершайте предложение за собеседника, интересуйтесь собеседником, уделяйте ему больше внимания, чем самому себе, много спрашивайте, не перебивайте.
Если вы будете стараться сделать больше, чем способны, не добьетесь ничего. Улучшайте свои навыки эмоционального лидерства постепенно, отрабатывая навык за навыком.