Как отвечать на провокации
Лидер менее поддается влиянию, поскольку более уверен в себе, а также способен дать ответ, поскольку скорей всего уже не раз встречался с подобными ситуациями и имеет опыт общения с самыми разными людьми.
Учимся справляться со сложными ситуациями и развиваем в себе лидерство! Как же отвечать на грубость и провокацию?
Самое важное – всегда сохранять устойчивое состояние и не проваливаться в уязвимое положение. Рассмотрим несколько приемов.
Провал провокации. Прием, при котором мы позволяем провокатору реализовать весь свой «заход» и выплеснуть всю свою энергию. Для этого нужно позволить ему высказаться до конца, выслушать и «пригласить» говорить еще, продолжать и продолжать. То есть человек озвучивает что-то неприятное, в чем-либо обличает нас, а вы молча, с интересом, участием и добротой, как при разговоре с душевно больным, выслушиваете его и поощряете продолжать.
Вы поощряете человека «слить» всю энергию и предлагаете продолжать дальше, как будто он еще не все сказал, не договорил. Человек иссякает и его провокация проваливается, поскольку предполагалось, что он еще не использует все свои запасы, как вы уже станете уязвимы.
Он ожидал, что добьется от вас реакции – страха, эмоциональной нестабильности, оправданий. Вместо этого вы с интересом продолжаете слушать.
Ваше внимание вместо ожидаемой реакции обесточит вашего собеседника и не дискредитирует вас. К тому же такая схема ведет к деэскалации конфликта – конфликт просто не начинается.
Сбивающие вопросы. Еще один прием, суть которого в том, что на любую критику, обесценивание и хамство мы искренне интересуемся: «Что случилось? Что с вами? Что произошло?». На любые обвинения в ваш адрес вы просто проявляете искренний интерес, интересуетесь, что случилось и не плохо ли собеседнику.
Таким приемом вы рвете шаблон, остаетесь лидером, который демонстрирует сильную сторону и не похоже, что способен «скатиться» к уязвимому состоянию. Провокация совершенно бесперспективна.
Вы переводите человека на самого себя, лишая опоры и поселяя в нем зерно сомнения: возможно, с ним и правда что-то не так, что-то не получается, как задумано.
Вы делаете это искренне, возможно, вы и правда беспокоитесь за своего собеседника.
Уточняющие вопросы. Следующий прием – уточняющие, или в терминологии НЛП метамодельные вопросы. Весь критический и обесценивающий поток вы разбираете на составные части и начинаете уточнять все: что конкретно вы имеете в виду, что вам не нравится, что вас не устроило, а с чего вы это взяли? Разбираете всю речь на составные части и заставляете собеседника объяснять все. По факту вы провоцируете провокатора на то, чтобы он вам что-то говорил, отвечал на ваши вопросы, этим самым понижая его позицию.
По факту вы провоцируете провокатора и манипулируете манипулятором. Так должен ли лидер доминировать и манипулировать? Должен уметь поставить на место манипулятора, а значить, знать, как устроена манипуляция, и должен уметь переиграть манипулятора, а для этого тоже уметь манипулировать. Метамодельными вопросами можно вывести из себя любого, в данном же случае это способ обезоружить провокатора.
Метамодельные вопросы способны сделать из спокойного уравновешенного человека невротика.
Лучше делать это с искренним интересом, к которому стоит добавить сожаление, мол, ты говоришь какую-то ерунду, жаль, но я ничего с этим сделать не могу.
Хамское выражение превращаем в безобидное. Получив обвинение, мы отвечаем в духе: «Интересное мнение, спасибо большое за ваш комментарий».
Возвращаем хаму его цель. Услышав хамское выражение, мы спрашиваем: «Это ты таким образом хотел вывести меня из себя?», «Это ты так своеобразно попытался обесценить меня?», «Ты хочешь спровоцировать меня на какую-то эмоциональную реакцию? Это интересно» или «Это ты так хотел меня обидеть?».
В такой ситуации собеседнику нелегко продолжать, ведь его цель уже названа, карты раскрыты.
Намерение. Мы предполагаем, зачем человек делает то, что делает. Мы задаем вопрос: «А зачем ты сейчас решил задать мне этот вопрос?» или «Вы решили своим мнением обо мне поделиться с какой целью? Каковы ваши намерения?».
Спрашивая, какова цель, мы призываем человека к ответу, заставляем его думать, переводим фокус внимания с себя на него. Таким образом человек сам себя переводит в более уязвимую позицию. Если это происходит публично, мы берем таким образом инициативу в свои руки.
Полное игнорирование. В некоторых случаях необходим более хамский подход. Чтобы провалить провокацию, мы делаем вид, что ее не было вообще. Мы выслушиваем обвинение с «каменным» лицом или с удивлением, смотрим, будто встретились с инопланетянином, никак не реагируем и продолжаем делать то, что нам нужно делать.
Таким образом мы обесцениваем сказанное, спускаем весь материал в педальное ведро. Как вариант, выслушав все это, сказать «Да», после чего вести себя, будто ничего не было.
Лидера время от времени «пробуют на прочность», поэтому подобными навыками важно владеть, применяя в каждом случае более подходящий вариант.
Задачи всех этих приемов – погасить первичную эмоцию, разорвать шаблон, погасить агрессию, прекратить провокацию, не дав ей начаться.
От лидера при этом требуется умение владеть собой в любой ситуации, даже самой неожиданной.