Сейчас вырисовываются признаки бизнеса ближайшего будущего. Однако достичь многое из новых подходов к бизнесу возможно
только в режиме команд. К примеру, без развития команд невозможны такие приоритетные сегодня направления как клиентоориентированность, исключительное качество, непрерывное улучшение и инновации, делегирование полномочий, партнерство с поставщиками и клиентами.
Команды способны изменить индивидуальное поведение своих участников и добиться высокой эффективности. Высокоэффективная компания со временем, за 10 и более лет, точно опередит своих конкурентов, причем, при этом оправдает ожидания всех заинтересованных сторон – клиентов, акционеров, сотрудников.
Почему именно командный подход способен сделать компанию высокоэффективной? Очень мало какой руководитель способен преуспеть, не используя творческого участия и идей сотрудников. Сегодня нужно выполнять задачи, требующие совместной разработки решений сотрудниками, а не просто исполнения спущенных сверху распоряжений. Но такие задачи могут быть эффективными только в командах, поскольку:
- Команды способны объединить навыки и опыт в гораздо большем объеме, чем можно аккумулировать у отдельно взятого сотрудника.
- Сочетание разных квалификаций и знаний позволяет командам выполнять многогранные задачи, связанные с инновациями, качеством и обслуживанием клиентов.
Команды решают проблемы и проявляют инициативу в режиме реального времени, что позволяет более гибко и своевременно отвечать на изменения условий и требований. В командах быстрее корректируются подходы к работе и задаче, исходя из новой ситуации. В команде это происходит более оперативно и точно, чем при работе отдельного сотрудника, которому понадобилось бы время, чтобы согласовать свое решение с компанией при ее разветвленной структуре.
Команды создают уникальную социальную среду. Чтобы стать эффективными, командам приходится пройти непростой путь по преодолению барьеров. Совместно проходя этот путь, сотрудники сближаются, начинают доверять друг другу, приобретают уверенность в возможностях и способностях своих коллег. По ходу совместной деятельности они поощряют друг друга ставить командную цель выше, чем индивидуальную или узкофункциональную.
И, кроме всего прочего, работать в команде приятнее, а здоровая атмосфера – важное условие эффективности. Участники команд всегда отмечают это, вспоминая общие праздники, состязания, вечеринки, другие совместные мероприятия.
Современные преобразования в компаниях так или иначе связаны с
развитием команд. Когда мы говорим о моделях «организаций будущего», то имеем в виду сетевые, кластерные, неиерхические, горизонтальные. Это все модели, где рабочей единицей становится не отдельный индивид, а команда. Эти модели позволяют обеспечить оптимальное использование ресурсов, не умаляя значения личной эффективности, которая в команда еще больше усиливается. С переходом на «командный» режим меняется кое-что существенное:
эффективность личности оценивается не руководством, а командой.